В страну красивой речи…
Новая концепция дошкольного образования определяет, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, а сеть дошкольных учреждений дана им в помощь. Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является организация взаимодействия с семьёй и оказание консультативной и методической помощи родителям воспитанников.
В этих целях для детей 3-4 лет и их родителей был создан логопедический кружок «Говоруша».
Целью работы кружка стало повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, профилактическая работа по нарушению звукопроизношения.
После обследования речи детей младшей группы «Мишутка» и опроса родителей, логопедический кружок начал свою работу. На организационном собрании мы вместе с родителями настроились на активное сотрудничество и «Говоруша» была рада встрече с ними. Занятия проходили 1 раз в неделю в течение трех месяцев.
Все занятия мы разделили на 3 блока.
Первый блок занятий - «Вместе с мамой». Занятия проходили в форме семинаров - практикумов. Эта форма работы нам показалась самой приемлемой, так как теоретическую информацию мы имели возможность подкрупить практически. В первой части такого занятия мы обсуждали психологические и физиологические основы речи, вместе создавали механизм, который необходимо родителям запустить сейчас, как локомотив поезда. Для успешного развития речи в возрасте 3-4 лет родителям нужно приложить максимум усилий. Во второй части занятия мы давали необычные задания для детей и их родителей, направленные на правильную и координированную работу мышц артикуляционного аппарата. Основой этих необычных заданий был сенсорный поднос с реальными предметами (корица, ромашка, мандарины, гвоздика), на котором был весь арсенал для проведения занятий. В основу таких занятий легла методика М.И. Лынской, направленная на речевое развитие детей через их сенсорную сферу (органы чувств). Главный герой этих занятий, лягушонок «Говорушка», приходила с этим подносом и играла с детьми. С этого подноса мы раздавали родителям то, что необходимо для упражнений: кусочки мармелада, которые нужно было прилепить к зубам; мед, которым намазывали губы для облизывания. В это время дети активно выполняли упражнения, а мы, логопеды, давали свои советы.
Второй блок занятий «Сказочный». Эти занятия с детьми проходили ярко и театрализовано. Каждое занятие проходило в виде спектакля. За ширмой появлялись герои - дед, бабка, внучка, зайчик, лиса (герои пальчикового театра). По ходу сказки герои выполняли действия с реальными предметами, которые дети повторяли. Эти действия направлены на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, слуха.
Дети с удовольствием рассматривали и трогали снег, «замораживали» его, а потом своим дыханием согревали руки. Дети позволяли нам уложить их язык «лопаткой» с помощью вкусной соломинки, вместе с героями сплевывали кусочки корицы с языка, выдували полоски бумаги с сюрпризами из самодельных «хлопушек», прислушивались к стуку и шуршанию. Таким образом, дети с помощью логопеда выполняли упражнения, которые в дальнейшем пригодятся им для правильного произношения звуков. Каждое занятие заканчивалось интересным сюрпризом (кусочком печенья, морковки, наклейки, бусины на нитке, бумажные снежинки), а также домашним заданием для закрепления материала (рекомендации к массажу, упражнениям для губ и языка, иллюстрации с заданием для ребенка).
Третий блок занятий «В страну красивой речи…». Эти занятия с детьми и их родителями позволили подвести итоги работы кружка.
Сейчас мы проводим индивидуальные консультации для родителей нашего кружка, показывая состояние дыхания, слуха, артикуляторной моторики ребенка; знакомим с тем, как можно продолжить работу по развитию речи дома.
На занятиях кружка родители познакомились с приёмами, направленными на правильное звукопроизношение с использованием «подручных средств» (ложки, блюдца, печенья с чашечкой чая). Благодаря занятиям они увидели то, что можно сделать самостоятельно, в повседневной жизни ребенка, для его всесторонней подготовки к школе (развития речи на основе реальных представлений о мире).
Мы уверены, что для стимуляции речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все, что мы хотим, должно быть интересно, понятно и доступно в понимании и произношении. Содержание занятий нам подсказывает сама жизнь. Это мы и старались донести родителям.
Как вагоны поезда связаны между собой, и движение идет за локомотивом, так и в логопедической работе все составляющие важны, а движение идет в Страну красивой речи, где в 5 лет мы снова встретимся, и дети продолжат заниматься с логопедом, если это будет необходимо.
Специально для родителей была изготовлена «Шкатулка Говоруши», которая будет помогать отвечать на периодически возникающие вопросы родителей, касающиеся речевого развития, размещая информацию на сайте ДОУ, рассматривать и разрешать возникшие ситуации на индивидуальных консультациях. До конца учебного года эта шкатулка соберет вопросы и от родителей других младших групп.
Благодарим всех родителей, посещавших кружок «Говоруша» за сотрудничество, помощь в проведении занятий.
Мы рады встрече новых друзей!
Учителя-логопеды детского сада
Г.А. Карагужева, Е.В.Бажина, Е. В. Ермолич